Сегодня стало очень модно цитировать Фридриха Ницше. Однако, не стоит каждый раз учиться на собственных ошибках, и, возможно, порой лучше подумать о русской пословице про грабли, на которые наступать не стоит. Попробуем проанализировать наиболее частые ошибки стартаперов, которые способны полностью загубить бизнес.
1) Отсутствие начального плана
Это наиболее распространенная ошибка. Здесь идет речь не об отсутствии бизнес-плана — он то как раз составляется всегда — речь идет о том, что многие начинающие бизнесмены не думают о пригодности той, или иной идеи. Интуиция – это, определенно, здорово и важно. Но не стоит отказываться от анализа всей идеи на старте.
2) Технический специалист в команде
Реальность современного мира такова, что в каждой команде сегодня должен быть грамотный технический специалист. К сожалению, многие стартапы не уделяют особого внимания этому вопросу и мало где есть свой грамотный программист. Кто-то утверждает, что это не столь важно. Однако, как показывает статистика, именно компании с качественным it-специалистом, наиболее успешны.
3) Бизнес-модель придумаем…когда-нибудь
К сожалению, сегодня многие стартаперы, открывая свой проект, лишь слепо верят в собственную идею. По их мнению, полезный сервис всегда приносит деньги. И такие проекты как Facebook являются вдохновителями этих энтузиастов. На деле же, мы видим, что отсутствие бизнес-модели – это очередной шаг на пути в пропасть. Об этом вопросе стоит задуматься вместе с идеей проекта. Если вы открываете свадебный салон – подумайте о тех, кто является вашими потенциальными клиентами. Выпишите компании, с которыми вы должны будете сотрудничать, придумайте взаимовыгодные условия для сотрудничества, составьте грамотное коммерческое предложение.
4) Отсутствие голодной толпы
Казалось бы, это вполне понятная и простая мысль. Но, вдохновленные стартаперы, как правило, совершают ошибку именно здесь. У вас может быть действительно великолепная идея, отличная реализация, грамотный персонал, но (!) если нет голодной толпы – всё это, коту под хвост. Надо понимать, что если ваш продукт сегодня никому не нужен, либо рынок перенасыщен, то вы не сможете ничего с этим поделать.
5) Опасная фокусировка
Некоторые проекты фокусируются на одном единственном клиенте. Это вполне нормальный вариант для спонсорской модели. Однако, стартап просто обречен на крах, в случае, если такой клиент уйдет. То же самое касается и работы с единичным партнером. Нужно внимательно относится к ошибкам подобного рода.
6) Достижение целей
Какое бы ни было у вас вдохновение, со временем, ему придет конец. Особенно, если учесть, что большинство стартапов начинают зарабатывать лишь на второй год своего существования. Хорошо, если у вас есть инвестор. Если же нет, постарайтесь не отчаиваться и сохранять мотивацию способом «достижение целей». Поставьте себе несколько задач на определенный период (месяц, квартал), которые вы должны достигнуть вместе с проектом. Это решит вашу проблему с мотивацией, а также поможет двигаться в правильном направлении!