Пузырь доткомов = пузырь стартапов?

Сен14,2012

Всплеск активности инвесторов по отношению к интернет-проектам всех уровней, безусловно, связан с технологическими достижениями последних лет. Но ситуация уже кому-то напоминает доткомовский пузырь, а кто-то уверен, что до него еще далеко.

Никогда прежде за всю историю существования планеты мир не сталкивался с таким темпом технических инноваций. Сегодня многие предприниматели и арендаторы хотели бы повторить успех компаний Facebook и Zynga, которым удалось достичь небывалых высот и завоевать всемирную известность за короткий срок. Однако, многие задаются вопросом: «А не занят ли уже рынок?». И, судя по всему, Марк Пинкус, Цукерберг и Павел Дуров ни с кем свои уютные ниши делить не собираются. Но, не смотря на это, число новых проектов не уменьшается.

Однако, есть и те, кто считает не целесообразным сравнивать события конца 90-х с сегодняшним технологическим всплеском. В частности, компании Renren и Linkedln предоставляют неопровержимую статистику, в которой показаны проверенные бизнес-модели, имеющие хорошие показатели выручки. Конечно, ничего подобного об интернет-проектах, которые вышли в 1990-х сказать нельзя. Журнал «The Economist» комментирует: «Коэффициенты цена/прибыль, с которыми сейчас торгуются другие публичные компании в технологичном секторе, совсем на другом уровне, нежели тот, который сложился перед крахом прошлого доткомовского пузыря в начале века. Другими словами, потенциальная «переоценка» в стоимости частных компаний ограничена».

Пожалуй, наиболее объективным является мнение некоторых венчурных компаний. По их мнению, сегодня ситуация скорее напоминает 1995 год, нежели 1999-2000. Пузырь надувается, но до его схлопывания еще очень много времени. Специалисты считают, что инвесторы, пренебрегшие интернет-проектами сегодня, упустили великолепную возможность заработать огромные деньги завтра. К слову, венчурный капитал, который привлекался с 1995 по 1997-е года, принес инвесторам хорошую отдачу.

Как бы то ни было, две стороны считают, что наш технологический мир изменился под действием сильных факторов, три из которых особо выделяются. Первое: новое поколение богатых инвесторов слишком заинтересовано во всех, даже самых рискованных, идеях. Во-вторых, прогресс в технологиях удешевил и упростил задачи тестирования многих ярких идей в онлайн-бизнесе. Третий фактор: сегодняшний бум более глобальный, нежели бум доткомов.

Related Post