Несмотря на то, что на дворе XXI век, и все феминистские бунты позади, все же абсолютного равенства полов не существует. Хотя в большинстве стран объем гражданских прав и обязанностей у мужчин и женщин равен, стереотипное мышление никто не отменял, и предвзятость к слабому полу прочно въелась в умы пола, позиционирующего себя сильным.
Особенно такая тенденция характерна для бизнеса. Предпринимательство всегда позиционировало себя как занятие мужское, женщины хоть и всегда имелись в наличии, но по-джентельменски пропускать их вперед никто не собирался. Сексизм. Обыкновенный сексизм. И хотя сегодня женщин в бизнесе много, успешных бизнес-леди тоже хоть отбавляй, начать свое дело женщинам все же сложнее.
Подтвержден факт, что женские стартапы кажутся инвесторам подозрительными. Крайне редко женщина-бизнесмен может получить инвестиции в свой проект. И очень зря. Ведь больший процент потребителей – это женщины. Например, около 70% товаров интернет-магазинов заказываются женщинами. Следовательно, женщина-предприниматель может намного лучше понять нужды женщины-потребителя. Женщины обладают лучше развитыми коммуникативными навыками, мы уже молчим об интуиции, которая в бизнесе порой просто необходима. Одним словом, женщины абсолютно обоснованно начинают активно бороться за свои права в области стартапа и первые успехи налицо.
Главными нишами, которые занимают женщины в бизнесе, являются косметика и парфюмерия, мода, красота, дети. Ведь в этих сферах мужчинам по сути делать нечего. Казалось бы, такая мелочь как подбор косметики разве нужна кому-то? Оказывается нужна. И еще как. Китайская стартаперша, имя которой не упоминается, возможно, в силу труднопроизносимости, создала онлайн-сервис, который помогает посетителям подобрать себе косметику по заданным параметрам. Вещь довольна простая, но посещают сайт около 150 миллионов человек, что хоть и для Китая не очень внушительная цифра, но по меркам западной общественности очень даже весомо.
Наталия Цфат, основатель американского развлекательного блога Poison Ivy, создала свой ресурс в 2009 году. И хотя проект, посвященный моде, различным гастрономическим изыскам и развлечениям, не является самым масштабным, аудитория в 50000 человек у ресурса есть стабильно.
Из проектов покруче – магазин модной одежды Nasty Gal, владелица которого – София Армузо – начинала с торговли на e-bay, а дошла до собственного интернет-магазина и состояния в миллионы долларов. Секрет успеха – грамотная подача товара, стильное и утонченное оформление галерей на сайте. «Товар нужно уметь преподать», — такова философия Nasty Gal.
Женских стартапов на самом деле немало. Женских идей, достойных воплощения, ничуть не меньше, чем мужских. Но мир бизнеса зачастую продолжает придерживаться архаичных позиций, игнорируя женские задумки. И если на западе женские стартапы начинают получать поддержку инвесторов, в том числе и женщин-инвесторов, то в нашей стране с этим пока еще беда. Хотя есть один проект, реально помогающий начинающим бизнес-леди. Это созданный Аленой Поповой, знаменитым интернет-деятелем и инвестором, Startup Women. Проект направлен на поддержку женского предпринимательства, поиск инвестирования стартапов и их продвижение. У проекта есть одноименный сайт в рунете.