Диалоги о пончиках: как в споре обнаружить истину

Окт12,2012

5 октября в уютном кафе-коворкинге «Третье место» прошли дебаты на тему «Бизнес или этика». Почему там? Потому что «Третье место» за полгода своего существования стало не только пространством, где можно провести свободное время, вкусно покушать, продуктивно поработать и с пользой разнообразить свой досуг, но и эпицентром мозговой активности молодых предпринимателей, активистов, будущих чиновников, и просто людей, которым не безразличен наш город, наша жизнь, наше будущее. 

Идея, а точнее даже необходимость обсуждения проблемы этичности бизнеса возникла не просто так. Началось все с рекламы самого «Третьего места», размещенной на асфальте прямо у входа в кафе. До того «злополучного» дня о «Третьем месте» узнавали лишь посредством социальных сетей. Вполне невинная попытка привлечь к себе внимание обернулась для милого коворкинга настоящей битвой мнений на стене одноименной группы Вконтакте. Необходимость в дискуссии становилась очевидной, иначе все могло обернуться виртуальным бунтом, с присущей ему неясностью и недосказанностью. Так коворкинг приобрел еще одну функцию: стал площадкой для интеллектуально-интеллигентных дебатов.

Дебаты, о которых пойдет речь, были посвящены, главным образом, рекламе, которую мы видим повсеместно. Должна ли она кричать нам на каждом углу, на каждом квадратном метре асфальта об изобилии товаров и услуг, которые жаждут нашего внимания? Этично ли рассылать смс без вашего на то согласия с уведомлениями о новых окнах, пиццах, роллах, магазинах, коллекциях одежды и прочем, прочем, прочем? Разобраться в дебрях этичности бизнеса и его спутницы-рекламы попытались две команды – «Бизнес» и «Город».

В небольшом зале, оформленном в довольно милом преппи-стиле с элементами прованса, собралось немало интересующихся. Публика была как на подбор — яркие молодые люди с горящими глазами, жаждущие хлеба в виде вкусных пончиков «Третьего места» и зрелищ в виде самих дебатов.

Увертюрой к грядущим дебатам было выступление Александра Бенкендорфа, преподавателя Высшей экономической школы, который интересно и ярко, с очаровательной улыбкой и шутками рассказал всем присутствующим о происхождении слова «этика», которое на самом деле является симбиозом греческих слов «мораль» и «привычка». Еще он много говорил о социальном потреблении, основанном на доверии, и пояснил суть самой проблемы — как оказалось далеко не все присутствующие видели проблемность этичности рекламы и бизнеса в целом.

После вдохновляющего на созерцание и рассуждение выступления Александра, начались сами дебаты, в своем классическом варианте. От каждой команды поочередно выступало по одному представителю, который оглашал свое видение темы. После выступления спикеров оппоненты задавали свои вопросы. С первой минуты стало ясно — бой будет не на жизнь, а за истину. Установленный лимит времени, отведенный каждому участнику, постоянно нарушался. Спикерам хотелось говорить еще и еще, а аудитория была согласна слушать и слушать… Все же иногда размахивание руками ведущей вечера – Василисы, демонстрирующее окончание пятой минуты, было очень кстати. Ведь иначе мы могли бы провести в поисках истины всю ночь. А может и еще пару дней.

Первой выступала представительница команды бизнеса – улыбчивая и солнечная Татьяна Гедзберг, управляющий директор компании ShokoBox, автор и ведущая подкаста «Опытным путем». Ее позиция была крайне рациональной: реклама должна быть, но она должна быть интересной. В качестве примера Татьяна образно упомянула впечатляющую 3D-рекламу на асфальте. От такой рекламы вряд ли бы отказались даже улицы консервативного Петербурга. Как совершенно объективно отметила Татьяна, в нашей стране уровень рекламы очень низкий, поэтому и возникает вопрос об этичности. «Реклама должна быть эффективной для бизнеса и интересной для клиента», — с таким тезисом глупо спорить. 

После выступления Татьяны резко оживился ничем до этого не приметный молодой человек в свитере с ромбами. Им оказался Максим Кошкин, который, как бы намекая, напомнил недавний конфуз ShokoBox с рассылкой несколько двусмысленных смс клиентам без их разрешения. Отметив, что это незаконно, Максим высказал свое негативное отношение к содержанию сообщения. Татьяна, в свою очередь, смущенно ответила, что лично не занималась этой рекламной акцией, но насколько ей известно причиной всего было неведение относительно законности, а содержание смс — не более, чем рекламный ход. Максим принял такой ответ, хотя, конечно без явного удовольствия. Посягнули на святое – личное пространство. Возмущение вполне можно понять.

Ответным выстрелом в сторону «бизнесменов» стало выступление представителя команды города — Андрея Мима, блогера, программиста, создателя стартапа Qbaka. 

— Я не люблю спам. Давайте об этом поговорим. — непринужденно начал Андрей. Его выступление сопровождалось интересной презентацией, сопровождаемой комментариями относительно внедрения рекламы в наше сознание и заполнения ею свободных ячеек памяти. На протяжении всего вечера эти ячейки памяти не давали покоя присутствующим, которые сомневались, действительно ли память имеет лимит? За комментариями даже обратились к Максиму, который оказался военным врачом по специальности. Он пояснил, что кратковременная память действительно имеет предел наполняемости. Далее на слайдах Андрей очень наглядно продемонстрировал сравнение улиц европейских городов, асфальт которых чист и неприкосновенен, с улицами нашего города, асфальтовая кожа которого покрыта нелепыми татуировками рекламы. Сравнение впечатлило. Ячейки памяти взбудоражили. Одним словом, выступление удалось.

Честно говоря, трудно извлечь из ячеек памяти конкретный момент, но кажется это произошло сразу после выступления Андрея: Эльнара Петрова, совладелица «Третьего места», как бы между делом проанонсировала релиз клубничных пончиков в меню кафе. И с этого самого момента несчастная выпечка стала главным врагом этических основ мироздания. Кто только не упоминал эти пончики в течении всего вечера…

— А вы запомнили, какие пончики скоро появятся в «Третьем месте»? – возмущенно, с сарказмом и иронией восклицала команда города.

— Клубниииичные… – спокойно скандировали присутствующие.

И вовсе не удивительно, что мы запомнили — ведь для такой вкусной информации всегда найдется свободная ячейка. 

Следующим эстафету дискуссии принял представитель бизнеса Валерий Астанчук, серийный предприниматель. Он был как-то особенно вдохновенен. Казалось, что муза бизнеса снизошла сегодня именно к нему и наполняет его речь особой патетикой и образностью. Уже после окончания дебатов, стоя в «курилке», многие участники и зрители отмечали, что Валерий высказал свою позицию наиболее интересно, красноречиво и доступно. 

Он говорил о том, что этика динамична и она меняется под напором времени.

— Сегодня бизнесу выгодно быть этичным. — в какой-то момент своего выступления произнес Валерий, и стало понятно, что именно эта фраза станет ключевой фразой вечера. — Только этичная реклама максимально эффективна.

Проблема нашей страны в очень слабом регулировании рекламы на законодательном уровне. Бизнесменам просто непонятно, что и как делать, что можно, а что нельзя. Ведь ни для кого не секрет, что законы в нашей стране запутаны, противоречивы, а порой и вовсе отсутствуют. Валерий приводил интересные примеры из личного опыта, эмоционально и грамотно высказывал свое отношение к этичности в бизнесе. Если бы вы решились на секунду отвлечься от харизматичных речей Валерия, и взглянули на слушателей, вы бы почувствовали себя на церемонии «Оскар- 2013», когда зал замирает в ожидании объявления лучшего актера года. And the Oscar goes to…Валерий Астанчук! Ваши аплодисменты! 

После Валерия очередь опять была за командой города и ее представителем – Максимом Кошкиным. Да-да, опять он — герой вечера в свитере в ромбик! Его выступление зиждилось на попытке осознать, чем руководствуются предприниматели в своей деятельности. Только ли это прибыль? И как, если предприниматель думает только о деньгах, вообще можно говорить о морали и этике? Пожалуй, трудно не согласиться с тем, что вопросы и комментарии Максима были намного увлекательнее, чем само выступление, хотя и оно было интересным. Но именно во вневыступленческих речах Максима были в равных пропорциях смешаны рациональный сарказм, харизматичная занудность и философская обыденность, которые придавали особый шарм команде города. Многие прямо-таки ждали, когда же раздастся заветное: «Разрешите вопрос!», и Максим задаст какой-нибудь колкий вопросик или огласит свой комментарий к опрометчивой фразе участников. Именно комментарии Максима, будем откровенны, больше всего радовали значительную часть публики в течение всего вечера. А уж ответ на мучавший всех вопрос про пресловутые ячейки памяти и вовсе реабилитировал команду города, которая выдвинула тезис о конечности запоминательных процессов. Но, увы, Максим сам себе вырыл яму неуважительным отношением к пончикам…Он постоянно, кажется даже нарочно, несмотря на поправки Эльнары, именовал их маффинами, чем однозначно нанес удар по репутации команды.

Наконец очередь дошла до того представителя команды бизнеса, выступления которого ждали без исключения все. Слово взяла Эльнара Петрова — соучредитель коммуникационного агентства NextMedia и совладелица кафе-коворкинга «Третье Место». Очаровательная, изящная, заботливая (видели бы вы как мило она попросила повесить мое постоянно сползающее со стула пальто в гардероб, я готова была повесить туда все куртки вселенной), Эльнара была немногословна и своим выступлением по большей части резюмировала все вышесказанное. Особенно интересно Эльнара говорила на тему полезной рекламы. Ведь спам может быть не только бестолково навязывающимся, но и насущно необходимым. Например, предметы женской гигиены, которые раздают у университетов или жвачка. Никто не откажется от такой халявы, а вещи-то нужные. Эльнара, повторяя мысль Валерия Астанчука, говорила о том, что быть этичным бизнесу выгодно. Также прозвучал ответ и на нападки этически настроенных людей относительно рекламы на асфальте самого «Третьего места». 

-Какая реклама еще доступна начинающему предпринимателю? – вопрошала к слушателям Эльнара.

Когда у бизнесмена просто нет денег на крутую наружную рекламу, что еще можно сделать, кроме как пользоваться подручными, так сказать, средствами. Как еще выживать бизнесу, если не пытаться продвигать себя недорогими способами. К тому же кому мешает небольшая реклама коворкинга, размещенная в ареале его нахождения? 

Также Эльнара увлекательно поведала аудитории об оригинальной методике размещения рекламы на асфальте, когда используются разноцветные трафареты. Наглядным примером была акция, посвященная пресловутой шаурме. Собираешь фото рекламы всех нужных цветов – получаешь шаурму в подарок. Все очень порадовались такому забавному квестовому варианту. 

Последним выступал будущий чиновник Александр Петров. Он был вооружен распечатанным законом «О рекламе», которым щедро одарил команду бизнеса. Потом Александр напомнил всем о существовании такого прекрасного документа как Кодекс об административных правонарушениях, который штрафует всех «спамеров», размещающих рекламу на асфальте и в прочих недозволенных местах. Конечно, поймать правонарушителей не так просто, но есть активные граждане, которые буквально за руку ловят нарушителей и приводят к властям. Такой борец за чистоту городских улиц был и среди присутствующих. Как вы думаете кто это? Конечно, Максим Кошкин! Также нам небезосновательно напомнили, что и про Уголовный кодекс не стоит забывать. Хулиганство сейчас (вспомним Pussy Riot) хотя и модно, но карается сурово.

Закончились дебаты вопросами слушателей, причем нападки на город были намного активнее и даже с легким, но все-таки оттенком агрессивности. Вопросы бизнесу были редкими, без возмущенных ноток в голосе. К тому же от вопросов  мастерски отбивался полюбившийся всем Валерий Останчук. По большей части именно благодаря ему общественность, точнее ее большинство, доверила свои бесценные голоса команде бизнеса. Ну вот не хочет верить народ в ограниченность памяти и во влияние рекламы на наше и без того слабенькое мегаполисное психическое здоровье. Или все дело в оскорблении пончиков, которых вульгарно по-макдональдски обзывали маффинами…

Итог дебатов, который подводился открытым голосованием слушателей, таков: 11 голосов в пользу города, 16 голосов в пользу бизнеса. Бизнес оказался убедительнее. Представитель города Максим Кошкин сказал, что на месте голосующих он тоже встал бы на сторону бизнеса. Что ж, вполне заслуженная победа на стороне более мощных аргументов.

Если говорить о моей не очень скромной персоне, то я голосовала за город по одной простой причине: по сути обе команды были вполне убедительными и интересными, но городу явно не хватало поддержки. Может тому виной была не совсем актуальная позиция, а может и слабая ее аргументированность. Однако их образные примеры, а-ля: «Вспомните, какого цвета пластырь, рекламируемый в метро и сколько его в упаковке?»,- почему-то лично на меня воздействовали, так как я осознала всю мощь каждодневного рекламного зомбирования. Ведь как ни крути, а в памяти всплывает ненужная никому информация, что их все-таки 10, этих пресловутых пластырей, и что они именно телесного цвета. А ведь вместо этого ячейка могла бы быть заполнена еще одним клубничным маффином…Ну, то есть, пончиком.

Главное, чего слушатели ждут от дебатов — это, так называемый экшн и актуальность проблемы. Если судить именно по этим параметрам, то дебаты удались. Ведь не всегда самой важной целью является прийти к какому-то однозначному итогу. Не в каждом споре рождается истина, да простит нас Сократ. Главная цель любых дебатов – слушать и быть услышанным. Это обмен мнениями и обмен опытом, не предполагающий чьей-то победы и чьего-то поражения. Важнее всего то, кого лучше услышали и поняли.

Благодарим за предоставленные фото Евгению Остроумову и Эльнару Петрову.

Related Post