В 2010 году прямые и венчурные инвестиции в России составили 1,74 млрд долл., в 2011 — 3 млрд. долл., как следует из отчета Российской ассоциации венчурного инвестирования. В прошлом году, по данным Российской венчурной компании, за три квартала 2012 года общий объем венчурных инвестиций на российском рынке составил 495 млн. долларов (заключено 117 сделок).
Вроде бы, ситуация прогрессирует, но все вовсе не так радостно. Проблема в том, что у нас в стране фактически отсутствуют инвестиции, направленные на поддержку стартапов на самых ранних этапах развития. То есть, если говорить о стартапе, создатели которого пока только ведут разработки внутри лаборатории и пытаются хоть как-то заработать себе на жизнь, то деньги в подобную компанию привлечь практически невозможно. Объективно рассматривать возможность входа инвестора можно будет лишь тогда, когда компания более-менее разрастется (до 50-100 человек в штате) и хотя бы сможет показать представителям фонда прототип бизнеса.
Стартап же, по своему определению, не может быть привлекательным для инвестора. Компания может работать над созданием уникальных продуктов, которые в силу своих исключительных качеств смогут принести огромную прибыль. Но для того, чтобы эти продукты создать, нужны постоянные финансовые вливания в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (или, как чаще говорят НИОКР, а еще чаще можно встретить английский вариант аббревиатуры R&D) — а эти вложения, чаще всего, оказываются невыгодными. Такова сущность инвестиций в научные исследования — научный поиск иногда приводит к результату, иногда — нет. Причем второе случается куда чаще.
Так что рентабельность инвестиций в НИОКР в принципе крайне низка. И получается, что стартап как бизнес для инвестора неинтересен — по уровню доходности и сроку окупаемости инвестиций он не может конкурировать с компаниями, уже вышедшими на какой-то уровень производства и продаж.
Конечно, нельзя игнорировать и специфику российского бизнеса. Представим себе американский стартап, компанию с незначительными оборотами, которая активно разрабатывает уникальные продукты. Все жизненные силы команды разработчиков уходят на поиск новых технологичных решений; участники стартапа мало заботятся о собственном уровне дохода на данном этапе развития бизнеса. Эти люди очень хорошо понимают рынок, и из всех тех продуктов, которые им удалось создать, они выбирают лишь три наиболее перспективных. При этом, у команды есть четкое видение — кому нужен их продукт, как они будут его продавать и сколько клиенты готовы платит за его использование.
Следующий шаг для такого стартапа — найти деньги на запуск производства и продаж. Во всем мире источником денег для подобного роста может служить банковский кредит, который бизнес будет возвращать по мере приближения к сроку своей окупаемости. То есть, за счет кредита компания может крепче встать на ноги, начать выпускать и реализовывать свою продукцию, не говоря уже о том, что участники фирмы смогут уже на этом этапе хоть что-то заработать лично для себя.
В России же такая схема не работает, ведь кредитованием стартапов отечественные банки не занимаются.
Даже если у вас успешная команда, которая уже больше десяти лет занимается научными разработками, вашу заявку на получение кредита непременно отклонят – ведь у вашего бизнеса нет никаких активов, которые могли бы послужить залогом под займ.
Во многом той же логики придерживаются и инвесторы. Для них тоже важна оценка активов компании. Ведь очевидно, что если вы готовы поделиться с инвестором долей, вы должны определить стоимость компании — то есть оценить активы, которых у вас как таковых нет.
Можно учитывать стоимость нематериальных активов (интеллектуальная собственность, репутацию фирмы и т.д.), но это довольно условно. Основных средств (непосредственно денег) у стартапов, как правило, очень и очень мало. Большинство хай-тек-проектов работают в чужих лабораториях или центрах коллективного пользования; все, что у них есть, — только реактивы да их собственные знания.
В итоге, инвесторы видят перед собой умных, энергичных и талантливых ребят, такой идеальный образ увлеченных начинающих предпринимателей, готовых справиться со всеми трудностями на рынке и построить прибыльную компанию. Однако после трезвого анализа ситуации инвестор, как бы ему ни нравились стартаперы, понимает: вероятность успеха вложений в технологичный стартап — 1:10, так что куда более выгодно остановить свой выбор на компаниях, уже вышедших на уровень продаж, или же на проектах-клонах, бизнес-модель которых уже опробована на Западе.