Быть начальником не так уж и просто. Постоянная публичность, ответственность, борьба зарепутацию и за дисциплину. Сплошная нервотрепка. При этом надо еще и уважение подчиненных завоевать. Ведь без него сегодня никак. Каким должен быть современный начальник? Попробуем разобраться.
Начальник советских времен – строгий, правильный до неприличия, всезнающий и всеми управляющий. Конечно, сегодня, в наш век декларирования демократии, такая линия поведения не приживется. Она и раньше то не вызывала особо положительных эмоций, а сегодня так вообще повлечет за собой активное сопротивление. Или, по крайней мере, массовые увольнения. Сегодня нужно быть лояльным начальником, эдаким единомышленником, наставником и ментором.
Как ни печально это констатировать, но для российской реальности до сих пор характерен злой начальник, вызывающий «на ковер», чтобы отчитать, накричать, унизить и выплеснуть все накопившиеся негативные эмоции на хрупкие плечи коллектива. Особенно такой подход популярен в небольших городах,гдетрудно сменить работу. Глупо объяснять неэффективность подобного метода. Стоит только напомнить золотое правило морали «обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой». Кресло начальника не вечно. Кто знает, что ждет вас завтра. А врагов вы себе наживете капитально. Да и ваша компания никогда не сможет достичь успеха в атмосфере запугивания и агрессии.
Также очень важно разграничивать профессиональную жизнь и личную, что тоже очень часто забывают делать российские боссы. Любое вмешательство в частную жизнь сотрудников – это неправильно, некорректно и неуместно. Вы должны оценивать и комментировать только профессиональные навыки сотрудников, а не их внешний вид, семейную жизнь и увлечения.
Современный начальник не должен быть тряпкой, вовсе нет. Просто даже самые жесткие меры должны быть вогнаны в рамки человечности. Помните, вы оцениваете не самого сотрудника, а его работу. Оскорблять личные качества человека просто неуместно. Обратите внимание на недостатки проекта, за который отвечает сотрудник, задачу, которая перед ним поставлена. Личность сотрудника неприкосновенна. Он может быть каким угодно, но вот работа и ее результат можно подвергнуть объективной критике, без истерик и злости. Также при увольнении. Никогда нельзя говорить: вы нам не подходите. Намного грамотнее сказать: нас не устраивают результаты нашей совместной работы.
Безусловно, начальник должен быть требовательным. Но требовательность должна быть уместной. Глупо пытаться переделать взрослого человека. Его личностные качества сформированы. Цель любого настоящего начальника – раскрыть потенциал сотрудников, направить его в нужное русло, а не переделать работников. Правильная мотивация, в том числе материальная – лучший стимул к совершенствованию трудовой деятельности. Не забывайте, что в первую очередь требовательность должна быть направлена на вас самих. Когда вы сами ведете себя как профессионал, вас захочется слушать и внимать каждому вашему замечанию.
Хороший начальник – пример для подражания. Он пунктуален, общителен и энергичен. И главное, он должен быть увлеченным своей работой и подавать пример сотрудникам, как нужно работать и во имя чего. У компании непременно должны быть корпоративные ценности и именно начальник должен быть их главным пропагандистом. Ведь только совместными усилиями коллектива можно привести компанию к новым победам и свершениям.
Быть злым начальником уже давно неактуально. Сейчас в тренде профессионализм, лояльность и умение «зажигать корпоративный огонь». Именно этому надо учиться, чтобы стать лучшим и самым ценным боссом.