Смена работы – это всегда волнительный процесс, полный переживаний и стрессов. Пожалуй, самое сложное – адаптироваться к новой среде, новому коллективу, новому образу жизни. Не всегда этот процесс проходит гладко, порой новое место работы доводит до неврозов.
В среднем, процесс адаптации в новом коллективе длится 2-3 месяца. У руководящих постов этот срок подлиннее – около полугода. У каждого человека есть свои механизмы психологической защиты от стресса, вызванного переменами. И процесс адаптации проходит абсолютно индивидуально. Однако общие рекомендации, которые помогут вам стать своим на новой работе, можно сформулировать так:
— старайтесь не опаздывать
— выполняйте свою работу ответственно и качественно
— следите за своим внешним видом
— будьте общительным, вежливым, но не навязывайте свое общество
— будьте дружелюбными и открытыми
— не пытайтесь навязать окружающим свое мнение и мировоззрение.
Такие советы пригодятся не только новеньким, но и вообще всем сотрудникам, во избежание конфликтов и непониманий. А вот отдельно для новичков следует привести советы для каждого этапа адаптации, которые помогут сформировать положительные отношения на работе.
«Человек-невидимка». Это первый этап, когда вы только пришли на работу и коллеги пока еще не воспринимают вас как часть коллектива. Поэтому и общаются с вами редко, и вопросы практически не задают. К вам приглядываются и пытаются уяснить, что вы за человек. В это время вашей главной целью должно стать налаживание контактов. Смотрите и слушайте, обращайте внимание на сложившиеся в коллективе нормы поведения (атмосфера может быть сугубо деловой или, напротив, дружеской). Отмечайте, как принято проводить обеденное время, какие традиции есть в коллективе (например, угощать всех испеченным печеньем). На этом этапе обязательно запомните имена каждого сотрудника и, очень желательно, обращать внимания на сведения биографии (кто замужем, у кого есть дети, кто чем увлекается), чтобы при разговорах «быть в теме». Не бойтесь задавать вопросы относительно работы. Это не просто нормально, но и правильно, ведь вы должны научиться делать свою работу так, как принято в данной компании. На первом этапе вашего пребывания в коллективе не старайтесь привлечь к себе всеобщее внимание. Не делайте перестановку, не расставляйте миллион фотографий на столе, пока вам важно внедриться в коллектив, стать его частью.
«Ориентируемся на местности». Это второй этап вашего пребывания в коллективе, когда пора заявить о себе. Попробуйте выявить неформального лидера. Наладить контакт с ним, обычно, проще всего. Плюс, общаясь с ним, вам будет проще влиться в коллектив в принципе. Если в офисе сплошные интриги, то старайтесь сохранять нейтралитет. Не принимайте участие в ссорах и сплетнях. Не избегайте неформального общения. Хоть на первых этапах и тяжело участвовать в корпоративных мероприятиях, не пренебрегайте ими. Неформальное общение очень важно и помогает наладить отношения с коллективом.
«Конфликтность». Третий этап – это этап завершения адаптации и очень часто ваши ожидания не совпадают с реальностью. На этом этапе у многих возникает желание уволиться и найти новую работу. Плюс к этому желанию возникает ощущение, что вы уже «как дома» и очень легко можно натворить бог весть что. Старайтесь не критиковать коллег, начальство, работу. Избегайте сравнений с предыдущим местом работы. Высказывания а-ля «А вот у нас было так-то» вызовут только недоумение и агрессию. Этот период, пожалуй, самый сложный. Его надо просто спокойно переждать. Потом буря утихнет, и вы поймете, нужна ли вам эта работа или нет.
«Продуктивный этап». Это этап окончательной адаптации, когда новичок уже видит возможности для самореализации, плюсы и достоинства нового места и это позволяет ему с головой погружаться в работу. Главное на этом этапе – не пытаться свернуть горы, так как вы можете быстро устать и перестать хотеть работать вообще. Старайтесь работать хорошо и качественно, но без излишнего трудоголизма.