На первый взгляд франчайзинг – идеальное решение «бизнеса для ленивых». Не надо особо заморачиваться: покупай готовый бренд и вперед. На самом деле, если бы все было так просто, франчайзингом занимался бы каждый второй предприниматель. Что, как всем нам известно, совсем не так. Неожиданностей в франчайзинге, причем далеко не самых приятных, много.
Во-первых, не стоит рассчитывать на то, что бренд поможет вам сэкономить на начальном этапе. Вкладываться придется и в оборудование, и в инвентарь, причем постоянно. То же самое с наемным персоналом. Несмотря на популярный бренд, вам придется самим доказывать «серьезность» вашего филиала, для этого необходимо оформлять работников с первого дня по всем правилам трудового законодательства, проводить тренинги, обучающие семинары. Громкое имя нужно все равно будет подтвердить не менее громким имиджем вашего филиала.
Несмотря на то, что продукцию вы будете получать со склада франчайзера, все проблемы, связанные с поставкой, будут лежать на вас. То есть, вы не застрахованы от бракованного или испорченного в пути товара, от нарушения сроков поставки и прочих неприятностей. Выбирайте поставщика правильно и оговаривайте все условия в договоре.
Не доверяйте брендбуку франчайзера (описание сущности, ценностей, затрат на бренд и прочего). В нем хоть и рассчитана окупаемость бренда, но не учтены все нюансы, так как это ваш бизнес, и за вас просчитывать его никто не будет. Составьте ваш собственный бизнес-план и в нем, опираясь на сведения брэндбука, произведите все расчеты.
Помните, что вы зависимы от главной компании. Дизайн магазина, наружная реклама,- все должно быть согласовано с франчайзером. Это занимает не день и не два. Готовьте отчетность заранее. Если у вас есть конструктивные предложения по поводу дизайна, не бойтесь предлагать их главной компании. Очень часто к правильным советам прислушиваются.
Могут возникнуть серьезные проблемы с наймом персонала. Ведь в главной компании карьерный рост практически не имеет границ, что подкупает очень многих, и люди готовы работать за среднюю зарплату ради перспективы. У вас такой возможности нет, ведь вы – самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, а деятельность ваша ограничена несколькими франшизами. То есть максимум, который светит персоналу – управляющий сетью магазинов. Следовательно, вам придется подкупать чем-то иным. И чаще всего – более высокой, в отличие от главной компании, зарплатой.
Не рассчитывайте на опеку франчайзера. Его дело – продать вам бренд и следить, чтобы вы следовали брендбуку. Доказать вашу самостоятельность вам нужно будет самим. Никто не будет проводить с вами семинары, тренинги и прочие корпоративные радости, вам, напротив, предоставят полную самостоятельность. Поэтому рассчитывайте только на себя.
Франчайзинг – это не просто. Помимо бренда вы не получаете ничего. И порой, доказать свое умение «не ударить брендом в грязь» бывает очень нелегко. Не рассчитывайте на легкие деньги, ведь чужой бренд, приносящий доход «без напряга» бывает только в мечтах.