Так называемый «open space» в наши дни является весьма популярным решением для обустройства офиса. Некоторые специалисты утверждают, что такой способ организации рабочего помещения, как бы странно ни звучало, должен упрочить командный дух работников и, следовательно, мотивировать их на новые свершения. Попробуем разобраться, как всё выглядит на самом деле.
Практика показывает, что очень часто открытая планировка приносит, к сожалению, больше минусов, чем плюсов. Всему виной повышенный уровень шума, следствием которого является огромное количество отвлекающих факторов, не только снижающих работоспособность персонала, но и неминуемо ведущих к стрессам.
К примеру, 40 участниц эксперимента, который проводил журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology), около трех часов работали в условиях так называемого «шума низкой интенсивности» — имитация звукового сопровождения в помещении с открытой планировкой. Другая группа работала такое же количество часов, но в тишине. По прошествии этих часов двум ничего не подозревающим группам людей дали решать задачу, не имевшую решения. Оказалось, что те, кто работают в тишине, способны долгое время упорно искать способы для того, чтобы всё-таки разрешить головоломку, а другая часть людей, работающая в шуме, сдаётся практически сразу.
Британские ученые полагают, что снижение мотивации происходит отчасти из-за невозможности контроля шума на рабочем месте. Этот фактор вне нашего влияния. Определенная же степень контроля в своём окружении может привести к тому, что работать сотрудник будет с большей отдачей. Таким образом, эффективным решением проблемы является музыка в наушниках.
Более сложная и важная проблема в психологическом плане проблема – отсутствие личного пространства. Многие управленцы, а также дизайнеры считают, что отсутствие стен способствует большей коммуникации, а соответственно – появлению каких-либо новых идей. На деле же происходит совсем иначе – сотрудники действительно общаются чаще, но больше поверхностными «сообщениями». Причиной всему – большое количество слушателей. Для того чтобы говорить не стесняясь нужно находить более уединенные варианты: перерыв на обед, поход за кофе, курилки и т.д.
По мнению сторонников открытой планировки, еще один из плюсов такого интерьерного решения – отсутствие барьеров, которые открывают больше возможностей для взаимопомощи со стороны сотрудников. Это действительно так. Однако, если взглянуть на другую сторону медали, на которой располагается помощник – то мы видим прямо противоположный результат. Исследователи из Швейцарии и Германии провели эксперимент в ходе которого обнаружили, что у помощников результаты всегда ухудшаются. Дело в том, что частые прерывания и переключения между своей и чужой задачами усиливают мыслительную нагрузку. Поскольку всякий раз консультирующему приходится вникать в собственное задание заново, его результаты значительно падают. В таких офисах, как правило, существуют определенные временные интервалы, когда никто не должен отвлекать.