Российское законодательство не содержит понятия правовой защиты идеи как таковой. То есть идея, как результат вашей интеллектуальной деятельности, не выраженная материально, является незащищенным объектом. Для того, чтобы оградить вашу мысль от посягательств недобросовестных конкурентов, ей необходимо придать определенную форму, которая будет попадать в сферу защиты права интеллектуальной собственности.
Безусловно, самым приемлемым вариантом является наличие доверия с вашими партнерами. В таком случае вы можете не переживать за вашу идею и спокойно рассказать о ней партнерам и инвесторам, попросив их, в целях вашего же коммерческого успеха, держать все в строгой тайне. В западном бизнесе такой вариант именуется джентельменским соглашением. Однако, очевидно, что такой способ актуален только при абсолютно доверительном партнерстве. Джентельменское соглашение не предполагает никакой защиты в суде в случае его нарушения. Это не правовая защита, а скорее дружеская договоренность.
Если же говорить о правовых механизмах защиты, то здесь идея должна трансформироваться из нематериальной сущности в сущность юридическую. И здесь ваша идея будет причислена к тому или иному виду интеллектуальной собственности.
Если вы придумали новое техническое решение, устройство, способ производства, то вполне возможно получение патента на ваше изобретение. Вы можете зарегистрироваться в федеральной службе по интеллектуальной собственности и получить патент на вашу идею, выраженную в виде полезной модели или изобретения.
Если речь идет о названии продукта, рекламных слоганах, различных идентификационных нюансах продукта, то здесь, в соответствии с федеральным законом, защита предоставляется в виде исключительного права пользоваться данным продуктом. Но только после государственной регистрации.
Если же ваша идея касается производственных решений или управленческих новшеств, и вам необходимо оградить ее от посягательства конкурентов, то ваша идея становится ноу-хау (или секрет производства, или коммерческая тайна, — это синонимы). Особого механизма регистрации на государственном уровне не существует. Но необходимо составить определенный внутриорганизационный договор о неразглашении коммерческой тайны. В данном случае лучше всего обратиться к профессиональному юристу, чтобы он помог корректно сформулировать обязанности сотрудников по неразглашению ноу-хау.
Если ваша идея является результатом творческой деятельности, в сфере искусства, литературы и науки, то она попадает под защиту авторского права. Данным произведениям не нужна регистрация, они автоматически защищаются международными конвенциями и российским гражданским законодательством. Программы ЭВМ и всевозможные базы данных являются также объектом авторского права и пользуются таким же режимом охраны.
Таким образом, нематериально выраженная идея не является предметом, охраняемым законом. Она должна быть озвучена, реализована, а при необходимости еще и зарегистрирована и снабжена лицензиями и патентами. Только так полноценная возможна защита вашего детища от любого, даже самого коварного, посягательства. Берегите свои идеи.