Как уже неоднократно признавали люди, которых мы можем назвать «гениями», 90% их успеха зависит от личной работы, и лишь 10% от природных способностей. Сегодня ученые выяснили, что с помощью специальных тестов, возможно выявить способности ребенка в самом раннем возрасте и развивать их. Здесь возникает весьма резонный вопрос: до какого же уровня можно развить способности человека?
До сих пор многие ученые спорят на эту тему. Первые поддерживаются точки зрения, исходя из которой способности человека являются исключительно врожденными и способны передаваться по наследству. Другие ученые считают, что абсолютно любого человека возможно сделать если не гениальным, то невероятно талантливым. Главное, по их мнению, своевременно раскрыть потенциал и целенаправленно развивать его.
Исследователь и психолог Ю.Б. Гиппернейтер провела эксперимент на эту тему. По ее мнению способности любого человека, возможно развить до какого-либо уровня. Госпожа Гиппернейтер взяла за пример работу учителя музыки М. Кравца. Преподаватель успешно работал в Москве и выбирал для обучения детей без музыкальных задатков. Кравца, по его словам, увлекал сам процесс обучения детей, выращивание новых талантов. Спустя годы, после длительных и эмоциональных занятий, ученики Кравца поступали в консерваторию и посвятили свою жизнь музыке.
Ю.Б. Гиппернейтер писала также и об экспериментах на крысах, которых разделили на «глупых» и «умных». После этого группу «глупых» разделили еще на две части, первая из которых взращивалась в обычных условиях, а вторую поместили в специальные условия с большим количеством активной деятельности и впечатлений. Как и ожидалось, показатели второй группы вышли на уровень «умных». Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что окружающая среда имеет определяющее значение для развития способностей, наравне с наследственным фактором.
Немного о возрасте
Существуют разные периоды, в которые могут появиться какие-либо способности. К примеру, в 2-3 года – навыки устной речи и риторика, 6-7 лет – дети примеряют на себя «маски», играя в какие-либо ролевые игры. Это очень ответственный период для родителей, потому как именно здесь нельзя «проморгать» способности ребенка. Однако есть примеры в истории, когда человек обнаруживал в себе талант достаточно в зрелом возрасте.
По мнению некоторых «продвинутых» психологов, у людей, талантливых в той или иной сфере, возможно, существовал какой-то «толчок». К примеру, Чарли Чаплин волею судьбы оказался на сцене в 5-летнем возрасте! Его мать-актриса сорвала голос и посреди спектакля ушла со сцены. Директор театра, спасая себя от позора, отправил маленького Чарли веселить публику. Разумеется, тот с этой задачей справился. Возможно, эта ситуация поможет вам лучше разобраться в самом себе, в ваших талантах и способностях, а также поможет понять, какой-же «толчок» был у вас, или, возможно, еще будет?
В завершение стоит задаться немаловажным вопросом: а нужны ли эти таланты ребенку? И нужны ли эти таланты вам, уже взрослому человеку, который понимает, что любые способности обязательно потребуют неимоверных усилий и работы над ними? Теоретически, из любого ребенка можно вырастить гения. Существует еще очень много неисследованных аспектов человеческой психики, так что главное — суметь правильно «нащупать» собственные таланты и направить их в нужное русло.