Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) – это общественный и управленческий процесс, в ходе которого отдельные люди и группы людей получают то, что им требуется, создавая продукты и обмениваясь ими с другими людьми. Чтобы облегчить понимание маркетинга, мы постараемся ответить на ряд самых популярных вопросов, касающихся этого понятия.

В маркетинге принято соблюдать пять основных принципов:

1. Производство и продажа товаров соответствуют потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

2. Присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной продажи продукции;

3. Полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;

4. Единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос;

 5. Непрерывное обновление выпускаемой или реализуемой продукции.

Для начала, рассмотрим термины, так или иначе связанные с маркетингом. Знание этих понятий поможет лучше разобраться в общем понимании вопроса.

1. Что такое маркетинг? 

Это способ эффективной предпринимательской деятельности в условиях рынка. Филип Котлер, профессор международного маркетинга Высшей школы менеджмента, дает следующее определение: Маркетинг — своеобразный процесс планирования и управления разработкой изделий или услуг. А также ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций (Американская ассоциация маркетинга). Проще говоря — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена

2. Что  понимается под понятием «эффективность предпринимательской деятельности»?

Эффективность предпринимательской деятельности оценивается по следующей формуле:

Э = Кт/Цп, 

где Кт — качество товара, Цп — затраты потребителя (сумма цены товара или услуги, за которую платит потребитель, и его затраты на эксплуатацию).  Показатель «Э» должен все время расти для обеспечения эффективности предпринимательской деятельности. 

Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла).

3. Что такое товар? 

Товар — все, что удовлетворяет потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Предметы, произведенные для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются. 

4. Как достигается качество товара?

Качество товара — это оценка потребителем соответствия товара назначению. Его качество достигается на стадии научных и исследовательских работ и технологии изготовления. Затраты потребителя связаны через технологическую себестоимость с этими же факторами. В современных условиях планирование качества является основой маркетинговой политики производителя. Кроме качества для оценки товара используется показатель технического уровня продукции.

5. Что такое маркетинговое исследование и для чего оно необходимо?

Маркетинговое исследование необходимо для получения ответов на следующие вопросы:

1) Что? (Какой продукт или услугу продавать, в каком объеме и ассортименте, с каким качеством и за какую цену). 

2) Кому? (Исследование региона и потенциальных клиентов). 

3) Как? (С помощью каких средств: хранение, сервис, сбыт, реклама, каковы условия продажи, как стимулировать сбыт). 

4) Когда? (В какой период времени наиболее успешно открывать бизес). 

5) Где? (На каком товарном рынке, в каком сегменте рынка). 

6. Что такое нужда?

Это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, в данном случае, какого-либо товара или услуги. Иногда потребность путают с нуждой. Маркетинг не создает нужду, она существует вне зависимости от маркетинга.

7. Что такое потребность?

Маркетинг способен на создание потребности. По сути, это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью потребителя. Вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо товара, услуги и т.д. 

8. Что такое пирамида Маслоу?

Это иерархическая модель потребностей человека:

1. Физиологические потребности человека (пища, одежда);

2. Социально-экономические потребности (взаимопонимание, сосуществование); 

3. Социально-нравственные, психологические потребности (престиж, карьера, успех);

4. Потребность в самовыражении (полное раскрытие возможностей).

9. Что такое спрос, обмен и сделка?

Спрос (емкость рынка в экономике) — это потребность, основанная на покупательской способности. Полным спросом на товар называется совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Обмен – это акт получения от какого-либо желаемого объекта (товара или услуги) с предложением чего-либо взамен. Реализация обмена зависит от соглашения сторон об условиях. Обмен может происходить как с участием денег, так и без них (бартер).

Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя (и более) сторонами. Сделки бывают как денежными, так и бартерными. Реализация зависит от наличия минимум двух значимых по ценности объектов согласования между сторонами условий сделки, времени и места ее проведения. 

Теперь приступим к ответам на вопросы, касающиеся маркетинга, которые часто возникают у начинающих предпринимателей.

1. Что такое «маркетинг, ориентированный на сбыт»?

Главные вопросы здесь касаются рекламы, сбыта, организации торговли, расширения каналов продвижения продукции к потребителю. Это поиск реализации уже изготовленной продукции, изучение реальных потребностей клиентов и попытки изменить продукт, дабы повысить спрос.

2. Что такое «маркетинг, ориентированный на производство»?

Главная цель этого этапа маркетинговой деятельности – изменение товара и конкретных потребительских параметров продукции, учитывая требования и запросы потребителя. 

3. Что такое «рыночная теория управления»?

В двадцатом веке маркетинговая деятельность приобретала новое содержание. Ранее теория маркетинга как бы сомкнулась с теорией управления производством. В результате чего и возникла новая прикладная наука «об управлениях компаниями на принципах маркетинга», она получила свое название «рыночная теория управления». С этого момента началось массовое использование маркетинга на практике и в компаниях возникли отделы маркетинга.

4. Что находилось в ведении отделов маркетинга?

Вопросы сбыта, и реклама были не единственными, также отделы маркетинга вели стратегические вопросы развития всей сбытовой деятельности компании. Они планирует ассортимент выпускаемой продукции и т.д.

10. Что такое «маркетинг, ориентированный на потребителя»?

Углубление и развитие теории и практики маркетинга. Учитываются не только требования потребителей к ассортименту и качеству товара, но также и более широкий круг потребностей, которые связаны с использованием приобретаемых изделий.

11. Что стало объектом «маркетинга, ориентированного на потребителя»?

Особое внимание, которое уделяется организации так называемого послепродажного сервиса. Расширение сети услуг, оказываемых фирмой своим клиентам; выявление новых, неудовлетворенных потребностей.