Для того, чтобы начать свою деятельность, каждое юридическое лицо обязано создать учредительный документ, на основании которого и будет действовать бизнес.

Законодательством выделяются три формы учредительных документов:

  1. Устав (в случае создания акционерных обществ, производственных и потребительских кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью)
  2. Договор об учреждении юридического лица (хозяйственные товарищества)
  3. Договор об учреждении плюс устав (если вы создаете общество с дополнительной ответственностью)

Разница между первым и вторым в том, что договор заключается между учредителями юридического лица. А устав утверждается участниками юридического лица. Если у юридического лица один учредитель, что часто характерно для малого и среднего бизнеса, то необходим только устав, который создается учредителем на основании его же решения.

Учредительные документы необходимы для того, чтобы определить правовое положение юридического лица, урегулировать отношения между участниками юридического лица.

В содержании учредительных документов есть пункты, которые обязательно должны присутствовать (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица ), пункты, которые относятся к каждой конкретной форме юридического лица (например, в акционерных обществах обязательно в уставе нужно расписать структуру акций и права акционеров). Также вы можете включить в текст документов необходимые именно вам пункты, но в строгом соответствии с законом.

Если вы создаете представительство или филиал, вы обязательно должны внести сведения такого рода в устав. Изменения начинают действовать с третьего дня их внесения в учредительные документы.

Важным моментом является процесс написания учредительного договора. Дело в том, что каждая отдельная организационно-правовая форма имеет свои требования к учредительным документам. Поэтому необходимо проштудировать действующий закон (именно действующий, так как законы имеют тенденцию меняться каждый божий день), регламентирующий деятельность той формы, которую вы избрали для своего бизнеса.

Например, для ООО законом предъявлены такие требования:

— фирменное наименование (полное и сокращенное)

— информация о месте нахождения

— состав и компетенция органов управления

— размер уставного капитала

— права и обязанности участников ООО

— информация о переходе доли или части доли уставного капитала другому лицу (порядок перехода).

Учредительные документы – ключевой момент в регистрации юридического лица. Без них она просто невозможна. Самим моментом регистрации, по сути, является момент регистрации учредительных документов. Сегодня существует масса компаний, предоставляющих свои услуги по регистрации юридических лиц. Это значительно сэкономит ваше время. Но зарегистрировать свою компанию вполне можно и самостоятельно.

Учредительные документы – это как бы маленькая конституция вашего бизнеса, расписывающая все нюансы вашей деятельности. И подходить к составлению устава или учредительного договора нужно с осознанием ответственности за будущее дело.