Конфликты на работе – явление частое, нервное, выводящее из себя и порой вообще мешающее работать. Как разобраться в сложившейся напряженной ситуации и нужно ли в ней вообще разбираться? Конфликты – это не стихийное бедствие, а вполне закономерная ситуация, которую нужно уметь обуздать.
По вертикали и по горизонтали
Конфликты на работе принято делить на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные – это размолвки с начальством. Горизонтальные – это ссоры между сотрудниками одного звена. Однако причины и тех, и других, одинаковые: чаще всего это недопонимания, связанные с пределами компетенции каждого сотрудника (кто какую работу и сколько делает), завистливая слежка за доходом каждого (почему Петрову платят больше, он ведь ничего не делает, а вот я тружусь не покладая рук, а получаю копейки). Чтобы избежать этого, руководство должно взять за правило составление максимально регламентированных должностных инструкций. Еще одна причина – всевозможные нововведения, которые внедряются в рабочий процесс. Далеко не все отличаются тягой к новаторству и начинают негативно воспринимать все неизведанное. В такой ситуации поможет доскональное разъяснение на общем собрании всех плюсов нововведений. Еще одной частой причиной для конфликта являются неравные условия труда. Например, при одной и той же занятости, у одного сотрудника есть оргтехника, а у другого нет. Тут поможет только лозунг «свобода, равенство и братство». Все должно быть справедливо. И, наконец, еще одной распространенной причиной является несовпадение психотипов личности сотрудников. Например, у большинства коллег более холерический темперамент, а у нескольких доминируют меланхолические черты. Тут единственный вариант — попытаться сгруппировать, по возможности, отделы, соответственно принципу совпадения темпераментов.
Достойный противник
Если так уж вышло, что вы попали в эпицентр конфликта, главное – уметь себя вести. Первое правило – сохранять самообладание. Истериками ничего добиться невозможно. Второе правило, которое должно стать золотым в корпоративных битвах – никогда не переходить на личности. Это правило соблюдается редко, но именно оно – залог успешного разрешения конфликта, без сохранения ненависти друг к другу. Самое главное – выбрать тактику в зависимости от специфики конфликта и ваших интересов. Возможно, в определенном случае, например, при ссоре с начальством, когда ваших аргументов недостаточно или вы не уверены в своей позиции, стоит уступить, извиниться и «замять» конфликт. Если же вы на сто процентов уверены в своей правоте, настаивайте на своем, но делайте это спокойно и аргументировано. Лучший вариант – достижение компромисса. Но, к сожалению, почему-то не все идут на договор. Конечно, прийти к общему знаменателю не легко. Но это самый плодотворный итог конфликта, плюс сохранение здоровья или относительного здоровья нервной системы. Один из самых излюбленных способов враждующих – игнорирование конфликта: стороны избегают открытого конфликтования. А зря, ведь этот способ самый негативный — кроме того, что вы копите в себе отрицательные эмоции и находитесь постоянно в стрессовом состоянии, ничего от такого игнора вы не получаете. Однако, решать, какой способ применим к конфликту только вам. Будьте достойным конфликтующим и относитесь с юмором к любой ситуации.
Конфликт – не всегда плохо
Конфликты свойственны любой социальной общности. Это нормально. И в коллективе конфликтов не избежать. Поэтому не стоит относиться к конфликтам, как к бедствию. Кроме того, многие конфликты способствуют прогрессу. Например, повышают работоспособность, так как конфликтующие стремятся утереть нос друг другу. Также конфликты привлекают внимание друг к другу. И вы будете изучать своих «врагов», а потом, после торжественного примирения, еще и лучшими друзьями станете. Более того, конфликты часто стимулируют на нововведения и усовершенствования рабочего процесса. Например, если начальник зайдет и так, между делом, скажет: «а вот у того-то отдела есть свой план по ускорению рабочего процесса», — то наверняка остальные сотрудники, хоть и начнут недовольно поглядывать на передовиков производства, но попытаются не отставать. Главное – не переусердствовать с поводами для конфликтов. А то офис ненароком может превратиться в поле битвы.
Конфликт – это норма для общества. Без противоречий любая социальная система превратилась бы в стоячее болото. Кроме того, конфликт помогает выразить накопившиеся эмоции, что тоже хорошо. Поэтому конфликтуйте на здоровье. Но грамотно и корректно.