Франчайзинг — это коммерческая концессия, вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Остановимся более подробно на этом термине и попробуем понять, что же из себя представляет франчайзинг.
Для начала рассмотрим ряд терминов, необходимых для понимания того, что такое франчайзинг:
Франчайзор — компания, которая передает заказчику (другой компании) право вести собственный бизнес, используя свои бренд и образ подачи продукта или услуги. Для того чтобы франчайзору добиться успеха, ему нужно исследовать и развивать свой бизнес, тратить деньги на его продвижение, создание хорошей репутации и узнаваемого имиджа.
Франчайзи – это заказчик (компания), которая покупает право выступать на рынке под именем франчайзора. Франчайзи использует бизнес-систему франчойзора и приобретает возможность обучения и помощь при создании собственного бизнеса. Франчайзи как правило целиком самостоятельно оплачивает затраты на создание своего бизнеса.
Франшиза – это полный комплекс благ, состоящий из права пользования брендом франчайзора, являющегося объектом договора всего франчайзинга.
Роялти – периодичная оплата франчойзору за использование франшизы. В определенных сетях используется либо фиксированная плата каждый месяц, либо считается процент от выручки компании.
Франшизный пакет – это своеобразная форма существования франшизы, которая готова для продажи. Она представляет собой пакет документов для франчайзи и какие-либо документы внутреннего пользования франчайзора.
Франшизная система (сеть) – это целая сеть франчайзи, которые работают в пределах одной франшизы на основе контракта с определенным франчайзором.
Брендбук (Brandbook) — руководство к бренду. Это книга с подробным описанием того или иного бренда. Необходима для правильного пользования франчайзи товарным знаком и предупреждения нарушений с его стороны по отношению к условиям франчайзора.
Среди множества предложений от франчайзоров, сегодня есть как качественные, так и некачественные и, откровенно, мошеннические варианты. Как же найти именно ту франшизу, с которой можно строить надежный бизнес? Для этого можно использовать план мероприятий по поиску:
— Четко определите сферу деятельности – продажа товара, оказание услуг, производство работ.
— Обязательно рассчитайте максимальный объем инвестиций, которые вы способны вложить в собственный бизнес.
— После этих двух пунктов ищите франшизу именно под эти два параметра. Существует множество вариантов поиска франчайзоров. Вы можете воспользоваться, услугами посредников или консалтинговых фирм, можно также обратиться к франчайзинговым ассоциациям или посетить специализированные выставки.
-Обязательно изучите историю франчайзора. Постарайтесь оценить его успешность и прибыльность на рынке. Также, нужно узнать о его стратегических планах на ближайшие 5-6 лет.
— Найдите и пообщайтесь с действующими франчайзи выбранного вами франчайзора. Они могут рассказать вам, каково реализовывать предлагаемую бизнес-идею. «Тревожным звоночком» должны стать частые закрытия франчайзинговых точек сети.
— После обязательного получения договора, внимательно изучите его. Желательно обратиться к помощи юристов или финансистов. Соотнесите предлагаемые вам права и обязанности, степень вашей ответственности, уровень дальнейшей поддержки вашего бизнеса франчайзором.
Пройдя все эти этапы и получив полную картину о предлагаемой вам бизнес-идеи, можно решать — выгодна ли эта франшиза и стоит ли ее покупать.
Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал по сути родоначальником франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы. Договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов.
Преимущества для франчайзоров
Для франчайзора приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит, развивать новые направления.
Преимущества для франчайзи
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзор должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзор для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
Не взирая на то, что множество людей принимают достоинства франчайзинга, также имеются свои негативные моменты, о которых следует обязательно знать будущим компаниям-франчайзерам.
Покупка франшизовой лицензии у больших и известных компаний-правообладателей, само по себе, вещь дорогая. Офисы крупных компаний располагаются по всей стране, их популярность говорит об их бренде. Но тем не менее, человек, который собирается купить франшизу у подобных компаний должен иметь в своем активе огромные средства и уметь оформлять нужные деловые соглашения, поскольку только оплата за владение франшизой может обойтись в солидную сумму.
Желание заняться франчайзингом само по себе можно считать неплохим. Хотя, не надо игнорировать и забывать про возможные отрицательные последствия. Ни один франчайзинг не является доведенным до ума, поэтому перед окончательным выбором необходимо объективным взглядом оценить возможности франчайзинговой компании и потенциал компании-владельца.