На первый взгляд, выбор офиса – это вовсе не проблема. На каждом шагу вы можете встретить предложения по аренде либо покупке офисных помещений. Но для того, чтобы подобрать оптимальный вариант именно для вашего бизнеса, необходимо учитывать множество критериев.
В принципе, форма приобретения офисного помещения, то есть, будет ли это покупка либо аренда, не столь важна. Это зависит от ваших финансовых возможностей на данном этапе. Предложений и по аренде, и по продаже очень много и тут важно не прогадать. Если вы решили покупать помещение, то обратите внимание на продажу офисных помещений в строящихся бизнес-центрах. Это относительно новое явление для российского рынка недвижимости, оно отличается более низкой стоимостью и высоким классом производимых офисных помещений.
Во-первых, важно подобрать площадь необходимого помещения, чтобы знать, что искать. Рассчитайте примерное количество сотрудников, посетителей и необходимых помещений, помните, что минимальная площадь на одного человека должна составлять не менее 6 кв.м.
Во-вторых, важным является вопрос транспортной доступности офиса. Конечно, офис в центре города считается наиболее приемлемым, до него удобнее всего добираться сотрудникам и посетителям. Однако удобство стоит недешево. И если вы пока не готовы к таким расходам, вполне можно подобрать офис и на окраине, неподалеку от станций метро и иных транспортных развязок. Офис на окраине, помимо более низкой стоимости, имеет существенное преимущество – минимальные пробки по дороге к нему.
В-третьих, большое значение имеет то, где находится офис – в бизнес-центрах или отдельном здании, либо, если позволяет размах, речь идет о покупке либо аренде целого здания. Конечно, наиболее приемлемым является расположение офиса в бизнес-центре. Это удобно, так как при строительстве бизнес-центров всегда продумывается инфраструктура для ведения бизнеса, помещения сразу же оборудованы всем необходимым, кроме того, часто офисы уже снабжены подходящей техникой и мебелью. Разумеется, и цена таких офисов будет выше. Если вы готовы сами обеспечить всем необходимым ваш офис, то можно подумать о более бюджетном варианте – аренде или покупке помещения под офис в старых административных зданиях либо в жилых помещениях, переведенных в нежилой фонд.
При аренде или покупке офисного помещения обратите внимание на то, к какому классу оно принадлежит. Бизнес-центры бывают класса «А», «В», «C», «D». Соответственно, центры класса «А» являются наиболее престижными, новыми, оборудованными, с прекрасным территориальным расположением. Но и стоимость их значительно выше. Офисы класса «B» поскромнее, помещения могут быть старше 10 лет, однако тоже территориально размещены очень удобно. Офисы класса «C» территориально расположены более удаленно от основных транспортных развязок и магистралей, здания могут быть более старыми. Здания класса «D» — это, как правило, старый административный жилой фонд, то есть, они не оборудованы, и могут стать подходящим офисом только в случае ремонта, установки необходимой техники и мебели. Однако вариант офиса класса «D» — самый бюджетный.
Также подумайте о выборе этажа для вашего офиса. Более престижными считаются высокие этажи, однако, если вам необходима большая проходимость, офис на первом этаже будет более приемлемым.
Помните, что искать офисное помещение необходимо значительно раньше, чем у вас возникнет необходимость в нем. Не стоит соглашаться на первый более-менее подходящий вариант. Тщательно рассмотрите несколько предложений, проводите осмотр всех помещений офиса, уделите внимание коммуникациям, наличию интернета, пожарной безопасности помещений.
Также при покупке офиса обязательно проверьте документы на право собственности, убедитесь, что помещение не имеет обременений. Желательно попросить у владельца выписку из Единого государственного реестра. Если вы арендуете офис, тщательно изучите договор аренды, там должен быть указан срок аренды, пункт, где будут указаны основания расторжения договора и срок, за который вы должны будете освободить помещение.