В определенный момент развития, когда отечественный рынок становится тесноват и начинает трещать по швам, компания осознает необходимость выхода на зарубежный рынок. В этом процессе главное – правильно определить стратегию действий.
Для начала необходимо проанализировать вашу компанию. Продумать, какова ваша доля на рынке, уровень обслуживания, финансы, кадровые ресурсы, чем вы выделяетесь среди конкурентов. Проведя анализ своего бизнеса, вы сможете понять, нужно ли вам на самом деле проникать в неизведанные рынки других стран. Или, возможно, пока об этом рано думать и нужно еще поберечь силы и выжать все из рынка собственного.
Поняв, что пора, вам нужно изучить рынок выбранной страны. Выбор страны – это дело каждого. В итоге все решает тот сегмент рынка, на который вы претендуете. То есть, ориентируйтесь на тот товар, который хотите реализовать. Изучите платежеспособность населения и предприятий страны, степень участия государства в экономике (например, возможна ли и в каких случаях конфискация имущества), доступность рынка (так как не все рынки бывают доступны), каков спрос на аналогичный вашему товар, изучите политическую ситуацию в стране, ведь вам нужен стабильный бизнес.
Изучите политику страны в отношении внешней торговли. Страны, обычно, придерживаются следующих стратегий:
— Стратегия изоляции. Когда страна практически не участвует в международных хозяйственных отношениях. Такую страну обходим стороной.
— Стратегия протекционизма. Направлена на поддержку отечественных производителей, импорт ограничен. В такую страну тоже лучше не лезть, так как вероятность успеха невелика.
— Свободная торговля. Большинство развитых стран поддерживают такую стратегию, она подразумевает свободный товарообмен и конкуренцию как отечественных, так и импортных товаров. Такая позиция самая благоприятная для вас.
— Наполнение дефицитного рынка. Есть страны, которые занимают на время подобную позицию, с целью наполнения рынка определенной категорией товара. Если вам нужен недолгосрочный выход на внешний рынок с целью увеличения прибыли, то можно попробовать такой вариант.
В некоторых странах со свободной торговлей ведется политика протекционизма, то есть поддержки отечественных производителей, по отношению к какому-то определенному товару. Обязательно выясните это.
Далее вам нужно определить способ выхода на зарубежный рынок. Это может быть:
— экспорт;
— компенсационные сделки или бартер (товарообмен);
— лицензионные соглашения (соглашения о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др. );
— франчайзинг (передача одной стороной другой права на определенную модель бизнеса);
— производственная кооперация (обмен между странами производимыми, как правило промышленными, продуктами);
— производство товара по контракту (договор между странами о производстве или сборке конечного изделия);
— управленческие контракты (соглашение, при котором контроль над текущей деятельностью предприятия или ее частью передается в руки другой компании за определенное вознаграждение);
— прямое инвестирование (приобретение контрольной доли в иностранной компании );
— совместные предприятия (создание предприятия (юридического лица) на основе совместно внесенной собственности участниками из разных стран, посредством совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков);
— приобретение зарубежной компании.
Далее вам необходимо разработать стратегию и методы международного маркетинга. Составьте отдельный бизнес-план по выходу вашей компании на внешний рынок. В нем тщательно проанализируйте вашу компанию и рынок, на который планируете карабкаться. Тщательно проанализируйте, какой капитал необходимо вложить в развитие компании. Главное, всегда помните о том, что выход на внешний рынок – это всегда не дешево. Поэтому рассчитывайте расходы на максимум. И помните о том, что вам предстоит освоить новое пространство, значит, вы должны изучить его вдоль и поперек.
В составлении стратегии выхода на внешний рынок вам могут помочь такие учреждения как:
— Торговые представительства РФ за рубежом. Сегодня их насчитывается около 60, в главных странах-партнерах. Такие представительства помогут вам разузнать все о рынке конкретной страны.
— Торговые отделы посольств РФ за рубежом. Выполняют, в принципе, те же функции, что и торговые представительства.
— Торгово-промышленные палаты. Предоставляют информацию по состоянию рынков, арбитражу, продвижению, оформлению документов. Очень развитая структура, которая может существенно помочь.
— Зарубежные промышленные палаты. Осуществляют те же функции, что и наши. Принимают заявления от граждан РФ.
— Объединения предпринимателей. Зачастую организуют продвижение наших товаров на зарубежные рынки.