Перед тем, как начать любой бизнес, необходимо тщательно обдумать все аспекты будущей деятельности, рассмотреть возможные риски, продумать каждый последующий шаг. И здесь никак не обойтись без бизнес-плана. Многие считают бизнес-план формальностью, ненужным занудством и пустой тратой времени. Но практика доказывает обратное. Бизнес-план необходим. Он – ваш ориентир и главный помощник в создании и продвижении вашего дела. 

Бизнес-планы в западном предпринимательстве – понятие давнее, пользующееся достойной репутацией и не вызывающее вопросов о необходимости. Однако, для российского бизнесмена порой непонятно, что, как и зачем нужно планировать. Понятие бизнес-планирование проникло в российское предпринимательство в начале девяностых и с тех пор так и не обрело однозначного уважения.

Бизнес-план – это тщательно продуманный и составленный в письменном варианте план вашего бизнеса. В нем, после детального продумывания, вы фиксируете структуру вашего бизнеса, цель, рынок сбыта, затраты производства, основные показатели деятельности, всевозможные преграды, с которыми можете столкнуться и способы их разрешения, издержки, расходы (на оборудование, аренду, заработную плату работникам), а также перспективы развития. Бизнес-план выполняет внешнюю функцию  — как презентация вашего бизнеса, например, для инвесторов, и внутреннюю функцию — как ваше руководство к действиям.

Бизнес-план поможет раскрыть цели и задачи задуманного предприятия. В нем должны быть проанализированы все сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и угрозы. То есть, на стадии задумки ваш бизнес будет уже располагать определенными вариациями разрешения тех или иных сложностей и риск краха будет снижен. Кроме того, при составлении плана, вы волей-неволей будете изучать детали будущего предприятия, что также пойдет вам только на пользу. Также, с помощью бизнес-плана вы сможете точно сформулировать перспективы на будущее.

Бизнес-план поможет составить структуру вашего бизнеса. В нем вы точно определите организационные вопросы (организационно-правовая форма предприятия, помещения), вопросы маркетинга (сегмент рынка, место расположения, конкуренты), технические вопросы (технологии производства, ресурсы), финансовые вопросы (бюджет вашего предприятия, средства и инвестиции), кадровые вопросы (необходимые сотрудники). 

Помимо стандартных бизнес-планов, создаваемых перед началом собственного дела, вполне возможно и даже необходимо составлять бизнес-планы, если вы решили расширить уже существующий бизнес (вы можете составить стратегию роста предприятия), либо если вы решили прекращать предпринимательскую деятельность (вы можете разработать план продажи или реорганизации бизнеса, установить график выплаты долгов кредиторам).

То есть, бизнес-план – это ваш бизнес, расписанный на бумаге. Составив его, вы точно поймете, перспективен ли бизнес, хватит ли ваших сил на его организацию и вообще, представляет ли выбранная вами сфера интерес для вас. Безусловно, существуют вполне достойные компании и предприниматели, которые не заморачивались над созданием бизнес-планов и достигли успеха. Однако, как показывает практика, такие случаи являются скорее исключением. Грамотно составленный бизнес-план – половина успеха вашего предприятия. Зная все нюансы предстоящего бизнеса, вы можете смело приступать к реализации проекта, точно представляя себе будущее вашего дела и понимая пути преодоления возможных преград.