Маркетинговые исследования (изучение рынка) стали пользоваться в России особой популярностью с середины 80-х годов. Они стали основой для принятия какого-либо решения на любом предприятии. Благодаря тому, что процедура исследований была значительно упрощена, а также из-за повышения их эффективности, маркетинговые исследования стали популярны в любой фирме. Однако, иногда за прекрасно исполненным по форме исследованием, предприниматели могут увидеть навязанную гипотезу, нечетко сформулированные цели и небрежно собранные данные. Поэтому, необходимо ответственно подходить к изучению рынка и выбирать качественных специалистов. Ведь исследования рынка и статистики помогут вам принять важные стратегические решения. 

Конкретными целями изучения рынка является:

— поиск критериев для принятия управленческих решений, проверка и подтверждение гипотезы поведения предприятия на рынке;

— анализ ситуации внутри и вне предприятия, прогноз возможных изменений и на этой основе выработка управленческой стратегии.

Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии. Они направлены на выявление эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации. Исследования это своеобразная область опытной науки, поэтому особой внимание здесь уделяется реальности, воспринимаемой в опыте. Важно четко понимать ситуацию на рынке, а также то, каким образом была сформирована эта реальность.

Сегодня существует огромное количество фирм, которые предлагают свои услуги. Однако вы можете и самостоятельно проводить изучение рынка и статистики продаж следующими способами:

Изучение внутрифирменных материалов:

 — показатели сбыта товаров и услуг.

Изучение с использованием новых материалов (изучение на месте):

Схема методов опроса:

— метод составления анкет для последующего ответа на них;

 — метод почтовой рассылки анкет;

— метод телефонного опроса;

— метод собеседования.

Изучение с использованием существующих материалов:

Изучение открытых материалов:

— статистика;

— отраслевые журналы;

— статистика государственных и общественных учреждений;

— статьи, технические материалы.

Производство – сбыт – обращение – покупка – потребление необходимо рассмотреть не отдельно друг от друга, а как единую гармоничную систему бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, которая выражает экономические отношения между производителем и потребителем, является главным составным фактором описанной маркетинговой системы. Именно поэтому, необходимо изучать состояние рынка и следить за изменениями на нем.

В последние годы упростилось использование компьютеров и Интернета. Поэтому, появилась тенденция видеть все только с количественной точки зрения. Многие считают, что количественный подход наиболее прогрессивен и точен, что, к сожалению, большая ошибка. Цифры необходимо использовать там, где они необходимы. Важно грамотно интерпретировать смысл полученных данных на основе анализа результатов. Для этого вам необходимо перед началом исследования поставить конкретно сформулированные цели и задачи исследования перед организациями, которые будут заниматься этим процессом. Если вы еще не сформулировали окончательные задачи, а также перечень вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ, возможно, вам стоит повременить с обращением к услугам специалистов по изучению рынка.

Любой анализ рынка должен дать ответ на простой вопрос: «Сможет ли наша компания успешно обменять свою продукцию на необходимую сумму денег или на другую продукцию?». Главной задачей маркетинговых исследований должен быть поиск методов для решения насущных для предприятия проблем. Предпосылкой  здесь служит не техника поведения, а получение ответов на вопросы: «Для чего это нужно?» и «В чем заключается проблема?».