Специалисты однозначно утверждают, что писать бизнес-план нужно самостоятельно. Только так вы будете досконально понимать стратегию вашего бизнеса и разбираться во всех мелочах организации своего дела.
Как и любое планирование, бизнес-план состоит из разделов. Конечно, для каждого сегмента рынка бизнес-план пишется с некоторыми различиями, в частности – объем, количество пунктов, разделы и длина. Но есть общие элементы, которые должны быть в каждом бизнес-плане и без которых создать его полноценный вариант невозможно.
Резюме
Несмотря на то, что резюме – первый раздел бизнес-плана, писать его необходимо в самом конце. Это пункт, описывающий основную суть и структуру вашего бизнеса. В резюме необходимо описать сферу деятельности, основные источники финансирования (в том числе – предположительно рассчитать сумму привлекаемых инвестиций), основные механизмы реализации бизнеса, перспективы, уникальность проекта. Резюме – лицо вашего бизнеса. Именно этот раздел будут читать ваши потенциальные инвесторы в первую очередь, а может, и только его. Резюме должно быть кратким (не более 2 страниц) и емким.
Информация о предприятии
В данном разделе нужно описать ваш бизнес. Краткая история создания вашего бизнеса, текущее положение дел, перспективы на будущее. Здесь необходимо описать вашу организационно правовую форму, рассказать о товаре или услуге, которые вы предлагаете. Желательно привести информацию о финансовом состоянии предприятия за время существования, разбив временной период на небольшие отрезки (кварталы, месяцы).
Далее вам необходимо расписать маркетинговые стратегии.
А) Охарактеризовать вашу отрасль. Она может быть развивающейся, стабильной или стагнирующей (застойной). Вам нужно осветить характеристику и объемы производства в отрасли, динамику импорта, состояние и потребности региона, в котором планируете сбыт продукции.
Б) Предоставить информацию о продукции. Вам нужно сравнить услугу или продукт, который вы предлагаете, с их аналогами, описать преимущества именно вашего продукта. Полезным будет размещение фотографий продукта, предоставление отзывов потребителей.
В) Далее, вы должны рассказать о потребителях. Здесь вы должны рассказать, почему реализация продукции (предоставление услуг) не вызовет проблем. Спрогнозировать спрос на продукцию, ее распределение, спросообразующие факторы, каналы сбыта. Если у вас уже есть заключенные договоры на поставку продукции, приложите их к плану.
Г) Информация о цене. Определяете метод установления цены продукта. Основных метода ценообразования два – затратный и рыночный. Затратный подразумевает определение цены на основании себестоимости продукции, затрат на аналогичную продукцию плюс выбранная прибыль. Рыночный оценивает позицию конкурентов на рынке. Выбираете наиболее подходящий вам вариант и описываете.
Д) Конкуренция. Оцениваете конкурентоспособность вашего предприятия и продукции.
Также, раздел должен включать информацию о вашем бюджете. Помните, что основная цель маркетинговых стратегий – всестороннее исследование рынка и вашего места в нем.
Организационный план
Содержит характеристику системы управления бизнесом, схематичное изображение организационной структуры предприятия и проекта.
Рабочий график реализации проекта
Здесь нужно описать проводимые мероприятия по реализации проекта, производственный график (начало производства продукции, выход на проектную мощность, объёмы производства).
Финансовый план
Это ключевой раздел бизнес-плана. Именно здесь расписывается финансовая привлекательность вашего проекта. В этом разделе должны быть отражены доходы предприятия, затраты на него, источники финансирования и их структура, финансовые отчеты, балансы. Также здесь вы должны описать возможные риски и составить сценарии их преодоления.
При составлении бизнес-плана используйте понятный язык, но без сленговых выражений и просторечий. Лучше всего – деловой стиль изложения, но без излишнего употребления специальный терминов. Обратитесь за помощью к юристам, бухгалтерам, финансовым аналитикам, переводчикам, в случае необходимости. Бизнес-план – это лицо вашего бизнеса. И оно должно быть безупречным.