Каждый руководитель рано или поздно задумывается о повышении квалификации своих сотрудников. Это необходимо для того, чтобы компания работала надежнее и эффективнее. Мысли о дополнительном образовании не чужды и специалистам с экспертами. Ведь чем больше навыков и знаний – тем выше шансы развития собственной карьеры. Рынок образовательных услуг предлагает разнообразные варианты обучения: от кратковременных тренингов до фундаментального высшего образования. Рассмотрим более подробно вопрос обучения и развития персонала.
Обучение персонала – это одно из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и серьезный фактор успешной деятельности производства. Инвестирование и развитие кадров играет большую роль, нежели инвестирование в улучшение производственных мощностей. Развитие персонала – это совокупность мероприятий направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик сотрудников. Оно охватывает:
Повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;
Обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые навыки и опыт;
Переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность.
Сегодня организации составляют специальные программы и системы управления профессиональным развитием специалистов и подготовкой резерва руководителей. В крупных корпорациях должны существовать специальные отделы профессионального развития, которые возглавляют специалисты и эксперты в этой области. Важность этого процесса подчеркивает и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы высших руководителей, вице-президентов, руководителей национальных компаний.
Рассмотрим необходимые требования для развития кадров:
— распространение знаний и передового опыта;
— обучение молодых квалифицированных сотрудников;
— поддержка способных к обучению работников.
Кроме внутрипроизводственного значения в развитии кадров играют немаловажную роль:
— активизация потенциальных возможностей работника;
— поднятие общеобразовательного уровня;
— снятие финансового бремени с других образовательных учреждений.
Наиболее успешные организации в своей сфере затрачивают на обучение и развитие персонала от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти средства можно рассмотреть как капиталовложения организации в развитие своих сотрудников, от которых компания ожидает отдачи в виде повышения производительности.
Поговорим поподробнее непосредственно про методы обучения.
Обучение на рабочем месте
Отличается своей практической направленностью. Здесь имеется непосредственная связь с производственными задачами сотрудника. Такой вид обучения, как правило, предоставляет значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.
- Инструктаж. Представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте. Проводится как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным тренером. Как правило, инструктаж ограничен во времени, ориентированным на освоение конкретных процедур и задач.
- Ротация. Метод самостоятельного обучения. При ротации сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Популярна среди компаний, в которых от сотрудников требуется поливалентная (множественная) квалификация. Ротация оказывает положительное влияние на мотивацию и психологическое состояние персонала. Она помогает снять стресс, вызываемый однообразными функциями и рутиной. Ротация расширяет социальные контакты в компании.
- Наставничество. Традиционный метод обучения. Особенно распространен там, где практический опыт играет важнейшую роль в подготовке специалистов. Этот метод целиком и полностью зависит от подготовки и склада характера наставника.
Метод обучения вне рабочего места
Этот метод дает учащемуся возможность абстрагироваться от существующей ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Этот вид обучения способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.
- Лекция. Один из самых древних методов профессионального обучения. Является непревзойденным средством изложения большого объема информации в кратчайшие сроки. Лекция позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия. Недостаток лекции в том, что слушатели являются пассивным участниками обучения, в результате чего отсутствует обратная связь.
- Кейсы. Это рассмотрение практических ситуаций. Данный метод предполагает групповое обсуждение и анализ гипотетических и реальных ситуаций. Они могут быть представлены в виде описания, видеофильмов, слайдов, презентаций и т.п. В основе этого метода лежит дискуссия, в которой сотрудник играет активную, а не пассивную роль.
- Деловые игры. Наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности сотрудников метод обучения. Главное преимущество состоит в том, что игры дают возможность значительно сократить операционный цикл и показать участникам к каким конечным результатам приведут их решения и действия.
- Видеотренинг. Также активная форма обучения с использованием видеозаписи практических занятий. Этот метод позволяет участникам увидеть себя со стороны. Происходит корректировка индивидуального стиля делового поведения.
Вопрос эффективности (социальной и экономической) обучения, вызывает споры среди теоретиков и практиков. До сих пор многие руководители не видят прямой зависимости между обучением персонала и ростом эффективности производства. Однако обучение работников – это многофункциональный процесс, который оказывает влияние на различные компоненты деятельности фирмы. Так или иначе от результатов обучения зависят: текущие и будущие результаты деятельности предприятия, уровень риска в деятельности фирмы от некомпетентных действий персонала.
Кроме непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложение в обучение и развитие персонала способствуют созданию положительного микроклимата в организации. Обучение повышает мотивацию сотрудников и их преданность фирме. Повышая свою квалификацию, сотрудники становятся конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности профессионального роста.