Любое производство имеет свои ориентиры. Для кого-то приоритетно количество, для кого-то – ассортимент. Но система планирования производства должна присутствовать всегда, ведь иначе упорядочить сложный процесс будет невозможно.

Планирование производства включает в себя план продаж, план изготовления и выпуска продукции, общий экономический план предприятия. Планирование создано для того, чтобы выяснить необходимое количество комплектующих, сырья, оборудования, какое необходимо затратить время на производство того или иного количества продукции. 

Планирование может быть календарным (распределение плана на год), текущим (постоянный контроль), межцеховым (охватывает все предприятие) и внутрицеховым (планирование для отдельных участков производства).  

Планирование производства может осуществляться как по западным моделям (MRP II, ERP), так и по отечественным методикам. Выбор планирования зависит от особенностей производства, типа, длительности производственного цикла и так далее. В планировании используются различные математические алгоритмы и методы.

Планирование подразумевает такое понятие, как горизонт планирования, это сроки производственного цикла. По горизонту планирования выделяют такие виды планирования как:

— долгосрочные (более 5 лет);

— перспективные и стратегические (3-5 лет);

— текущие (1-2 года);

— оперативные (квартал, месяц, неделя, сутки, смена);

— диспетчерские (сменное планирование и организация выполнения сменных планов).

Также для планирования характерно такое понятие как детализация, то есть степень проработанности плана. По степени детализации выделяют:

объемное планирование — определение производственной мощности предприятия, определение номенклатуры и трудоемкости, составление производственной программы и баланса ресурсов;

объемно-календарное планирование — согласование планов по объему выпуска и по времени, формирование производственной программы с привязкой к срокам запуска/выпуска;

оперативное планирование — составление детального графика производства и выпуска продукции с учетом имеющихся ресурсов

Планирование для каждого предприятия, а иногда и для отдельных цехов одного предприятия, различно, из-за специфики каждого вида производства.

Любое планирование должно обязательно включать в себя следующие аспекты:

— бизнес-план. Причем не просто бизнес-план, а стратегический план. Он должен включать в себя основные задачи, которые ставит перед собой компания и варианты достижения этих целей. Бизнес-план в планировании производства выполняет роль общего ориентира в сфере маркетинга, финансов и технологий. Составление бизнес-плана – это функция руководящих органов. На основе собранных от специалистов данных необходимо разработать общие основы дальнейшего производства. Такой план необходимо пересматривать каждые полгода и вносить в него коррективы.

— план производства. Это более узкое планирование, которое включает в себя количество необходимого товара, уровень материальных и производственных ресурсов, в том числе оборудования и трудовых ресурсов, их наличие и потребности в них. В этом плане не нужно углубляться в детали и подробности. Это общее отражение производственных ресурсов, материалов, средств и потребности в них. Изделия в таком плане рассматриваются видами, без категорий.

— календарный план производства. Это более конкретизированный план производства, основной приоритет которого – конечное количество изделий каждого вида в определенный временной отрезок (неделя, день, месяц). Этот вид плана содержит отдельные категории изделий. Такие планы пересматриваются и корректируются еженедельно или ежемесячно.

— план необходимых ресурсов. Содержит разработку потенциально необходимых ресурсов на каждую стадию производства.

— необходимые закупки. Конкретизирует процесс приобретения ресурсов.

— контроль производства. Ведет учет производства, выполнение плана.