Мы уже рассматривали вопросы, над которыми стоит задуматься, прежде чем приступать к расширению собственного бизнеса. Если вы все-таки решили сделать этот огромный и важный шаг, то рассмотрим более подробно трудности, с которыми вам придется столкнуться при расширении. Ведь предупрежден – значит вооружен. 

Самая популярная трудность – это нехватка средств на расширение. Необходимо грамотно рассчитать все возможные доходы и прибавить к этому еще значительную сумму. Необходимо узнать обо всех подводных камнях, которые могут вас подстерегать: аренда нового офиса, стоимость перевоза оборудования, налоговый вопрос и т.д. Необходимо провести аналитику данной ситуации и отталкиваясь от полученных данных производить дальнейшие действия. 

Необходимо также вычислить и то, через какой примерно срок компания, обретя новый формат, выйдет на самоокупаемость. Помните, что с расширением ваши затраты вырастут сразу же, а доход может прийти лишь спустя какое-то время. Поэтому здесь необходимо посоветоваться и с членами своей семьи. Возможно, ваш семейный бюджет не готов давать кредит на неопределенные сроки. 

Кстати, семейный вопрос тоже является значительной трудностью. Подготовьте себя и своих близких к его обсуждению и решению. Расширение бизнеса, безусловно, потребует от вас больше времени и внимания, чем предыдущая стадия бизнеса, однако, семья зачастую не готова сдавать позиции и претендовать на меньшее количество внимания и времени.

Пройдитесь по недостаткам и слабостям вашей компании. Честно и открыто выпишите их на листок. Теперь, когда они у вас на столе, они хоть и режут глаза, однако, способны помочь в продвижении компании. Их грамотная и постепенная нейтрализация поможет вам идти вперед. Зачастую, расширение бизнеса – это и есть нейтрализация всех существующих недостатков, а не обязательно переезд в новый офис и увеличение ассортимента.

В зависимости от объемов расширения вашей компании, увеличивается степень следующего момента: трудности, связанные с персоналом. Во-первых, обязательно обсудите вопрос расширении со своими сотрудниками. Выявите, насколько положительно они к этому относятся, готовы ли они в дальнейшем работать в вашей фирме и т.д. Такой шаг сотрудники оценят по достоинству. Им будет приятно, что к их мнению прислушиваются и они будут подходить к делу более патриотично. Во-вторых, подумайте о переквалификации кадров. Возможно, вам понадобятся дополнительные средства для найма более квалифицированных сотрудников, либо же, возникнет потребность в специальных курсах и тренингах по обучению уже существующего персонала. В-третьих, подумайте о том, потребуется ли вам расширение штаба. Ну и в конце-концов, подумайте о зарплате ваших сотрудников. Если их количество останется прежним, то работы у них явно прибавится. Готовы ли они будут работать больше за те же деньги?

Когда вы выйдете на новый уровень, у вас появятся новые конкуренты. Возможно, вы выбираете не лучшее время для расширения, если ваши потенциальные конкуренты в самом «расцвете сил». Может быть лучше переждать какое-то время, подготовить новые визитки с новым адресом, заняться документацией, обновить контент на интернет порталах, так сказать подготовиться к бою, перевести дыхание, пока противник ведет артобстрел. Ну а потом, конечно, набрав воздух полной грудью, ринуться в бой.