Сегодня роль экспорта как никогда выходит на первый план в экономиках стран мира. Причем экспорт становится доступен не только крупным компаниям, но и малому и среднему бизнесу. В нашей стране, учитывая вступление в ВТО, экспорт товаров наших производителей также становится приоритетом.

Всем известно, что экспорт – это вывоз товаров или услуг из страны. Но вот как, что и куда вывозить, с этим надо разбираться.

В продвижении вашего товара за рубежом вам могут помочь: 

— Торговые представительства РФ за рубежом. Сегодня их насчитывается около 60, в главных странах-партнерах. Такие представительства помогут вам разузнать все о рынке конкретной страны.

— Торговые отделы посольств РФ за рубежом. Выполняют, в принципе, те же функции, что и торговые представительства.

— Торгово-промышленные палаты. Предоставляют информацию по состоянию рынков, арбитражу, продвижению, оформлению документов. Очень развитая структура, которая может существенно помочь.

— Зарубежные промышленные палаты. Осуществляют те же функции, что и наши. Принимают заявления от граждан РФ.

— Объединения предпринимателей. Зачастую организуют продвижение наших товаров на зарубежные рынки.

Как выбрать зарубежный рынок?

Здесь нужно быть внимательным и досконально изучить рынок принимающей страны. Насколько рынок именно этой страны привлекателен (географическое положение, законы, язык, стабильность)? Каково ваше конкурентное преимущество (наличие конкуренции, есть ли потребность в вашей продукции)? Каковы риски (экономическая стабильность, относительная свобода предпринимательской деятельности)? 

Лучше всего выбирать страны, с которыми у РФ налажено сотрудничество и есть правовая база, регулирующая экспорт и импорт.

Обычно, начинающие предприниматели осваивают в первую очередь рынки соседних стран. Там проще ориентироваться в бизнес-пространстве, так как оно схоже с нашим.

Прежде чем выходить на рынок, вы должны узнать о нем все. Посещайте тематические выставки, изучайте законодательство страны, ведите прямые переговоры с партнерами (тут очень понадобятся знания иностранных языков).

Вам нужно выбрать максимально надежную компанию для поставки им своего товара.

После изучения всех нюансов, можно подходить ко второму этапу – подписанию контракта. Вам нужно будет согласовать условия договора. Они должны быть выгодны и удобны для обеих сторон. После подписания контракта начинается второй этап – поставка товара. Этот этап, пожалуй, самый нудный и долгий.

Документы, которые вам нужны:

1. Документ, являющийся основанием для поставки товара (Договор, Соглашение, Контракт) со всеми изменениями и дополнениями к нему.

2. Счет-фактура на товар (это документ строго установленного образца, который выписывается продавцом покупателю после отпуска товара и служит основанием для принятия к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость).

3. Перевод счета-фактуры, в случае, если он предоставляется на иностранном языке.

4. Паспорт сделки (при сумме сделки более 5000 долларов США).

5. Документы, устанавливающие происхождение товара (паспорта изделий, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара по формам СТ-1 или А, выданные Торгово-Промышленной Палатой).

6. Документы, устанавливающие классификацию товара согласно коду ТН ВЭД (ссылки на паспорта изделия, его технические описания, рекламные материалы, в которых отражены технические и физические характеристики товара).

7. Документы, подтверждающие стоимость товаров (счета-фактуры и спецификации на партию товара, договора о покупке товара на территории РФ, копии платежных документов с выписками из банков, копии счетов-фактур и счетов-проформ, полученных от собственника товара на территории РФ).

8. Разрешительные документы различных ведомств, в случае, если товар подпадает под их сферу контроля.

9. Документы об уплате таможенных платежей.

10. Документы контроля доставки автотранспортом (ДКД, книжка МД).

11. Товарно-транспортные документы (различные при различных видах транспорта).

12. Упаковочный лист (опись товара).

13. Документы на лицо, выступающее представителем экспортера в таможенных органах.

Все требования к перечисленным документам вы можете найти на сайте Таможенной службы РФ.

После того, как весь миллион бумаг, квитанций и прочего сделан, готовимся к отгрузке товара и отправлению его получателю.

Доставка может быть разной в зависимости от транспорта: автомобиль, поезд, самолет, судно. Каждый из этих видов перевозок имеет свою специфику. В идеале нужно прибегнуть к услугам экспедиционной компании, которая полностью проследит за доставкой вашего груза в целости и сохранности.

Расчет по сделке осуществляйте так, как вам удобно. Основные формы расчетов – это аккредитив и инкассо. Аккредитив – это когда получатель передает часть денег банку, а банк обязуется выплатить эту сумму вам при предоставлении определенных документов, заранее оговоренных. Инкассо подразумевает зачисление на счет получателя средств.

Не забывайте о возможности вернуть НДС. Для этого вам нужно подать соответствующее заявление в территориальный орган налоговой.

Любая внешнеэкономическая сделка (экспорт – одна из них) – это объект повышенной внимательности. Здесь важно помнить обо всех нюансах. При первом экспортном опыте не жалейте денег на помощь таможенных брокеров, юристов, занимающихся международными перевозками, экспедиторов и прочих специалистов. Потому что очень часто самостоятельная попытка разобраться в миллионе нюансов выходит дороже.

Памятка по экспорту

ЭТАП 1 — Предконтрактная подготовка
1. Маркетинговые исследования рынка потенциальных покупателей
2. Выбор торгового партнера
3. Проверка деловой репутации и платежеспособности партнера
4. Проведение переговоров с целью заключения контракта

ЭТАП 2 — Подписание контракта
5. Подготовка и подписание контракта
6. Подготовка паспорта сделки и регистрация контракта в уполномоченном банке

ЭТАП 3 — Таможенное оформление и отгрузка товара
7. Получение заказа и согласование графика поставки
8. Подготовка товара к отгрузке
9. Подготовка документов для таможенного оформления товара
10. Таможенное оформление товара
11. Вывоз товара с территории РФ

ЭТАП 4 — Возмещение НДС
12. Получение оплаты товара
13. Валютный контроль
14. Подготовка документов для возмещения НДС
15. Передача документов в налоговые органы для возмещения НДС