Краудфандинг для интересующихся

Янв6,2024

В последнее время в нашем обиходе появляется все больше и больше заимствованных иностранных слов, о значении которых порой мы можем только догадываться. Одним из таких непонятных слов является «краудфандинг».

Краудфандинг — это народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «народ», funding — «финансирование». В 2008 году появился, на тот момент первый, а на данный момент уже знаменитый, краудфандинговый сервис Kickstarter. Создатели портала предлагают интернет-пользователям инвестировать в успешные, на их взгляд, идеи, представленные на сайте. Авторы проектов самостоятельно указывают, какая сумма им нужна для проекта и сколько времени потребуется на то, чтобы ее собрать. При этом, если необходимые пожертвования не будут собраны в указанный срок, деньги возвращаются пользователям-инвесторам.

На 2011 год, Kickstarter опубликовал 27 тысяч различных проектов. 46% из них удалось получить коллективные инвестиции. Общая сумма, которую пользователи-инвесторы портала перечислили для авторов идей, составила 100 миллионов долларов.

Некоторые сайты уже очень давно самостоятельно используют народные пожертвования. К примеру, портал «Русский обозреватель» или интернет-СМИ «Православие и мир». Интернет-СМИ «Частный корреспондент» работает по схожей системе читатели заказывают журналистам статьи, расценки на которые доходят порой до 7 тысяч рублей.

Краудфандинг, как правило, используется в случае отсутствия спонсоров. К примеру, недавно коллективная энциклопедия «Википедия» обратилась к своим пользователям с просьбой сделать вклад в развитие портала. По сути, авторы проекта попросили денег у авторов статей своего же портала. Пример «Википедии» — один из показательных, наряду, разве что, с классическими готическими соборами, которые строились на пожертвования прихожан веками.

Не смотря на это, в нашей стране, система краудфандинга не особо популярна. Многие порталы, которые предлагали своим пользователям внести небольшую плату в пользу продвижения значимых и важных проектов, как правило, терпели крах. Основатель time-to-start.ru Дмитрий Маркин говорит, что неудачу проекта можно объяснить боязнью обмана.

Кстати, абсолютный успех в этой области настиг проекты, имеющие политическую и социальную направленность. К примеру, антикоррупционный сайт Алексея Навального РосПил, собрал порядка 6 млн. рублей. А «кошелек Ольги Романовой» для сбора средств на митинги, набрал сумму более чем 1,5 млн. рублей.

Сегодня российский рынок совместных пожертвований на развитие интересных проектов может выбрать любой путь. Но, если рассмотреть трансформацию платформы из формата пожертвований в формат инвестиций в капитал, то шанс появления успешной глобальной платформы в России очень высок. Как показывают исследователи, уже сейчас есть к этому серьезные предпосылки.

Related Post