Понятие «бенчмаркинг» появилось в США еще в далеком 1972 году, однако вошло в лексикон отечественных предпринимателей сравнительно недавно. Если к менеджменту и маркетингу мы уже успели попривыкнуть, то это странное слово все еще режет слух и глаз. Этим сложным по произношению словом называют банальное перенятие опыта, ориентацию на успешные компании. Смысл бенчмаркинга прост — найти и перенять чужой положительный опыт, путем анализа и сопоставления характеристик, процессов и функций успешных предприятий. Легким это выглядит на бумаге, а на деле процесс воплощения бенчмаркинга в жизнь сталкивается с целым рядом трудностей.

Далеко не каждый предприниматель решит применить бенчмаркинг на практике только потому, что  многие компании с громкими именами уже давно и успешно используют этот метод в своем бизнесе. Виной этому сомнения, что транснациональные гиганты со своими возможностями чрезвычайно далеки от представителей отечественного среднего бизнеса. Нужно заметить, что опасаются они зря, ведь это чрезвычайно полезный инструмент для успешного, активно развивающегося бизнеса. Многое уже создано, нужно только взять, переосмыслить и применить. По сути, бенчмаркингом человечество занималось всегда, делая это не всегда осознано. Это естественное стремление человека к лучшему — получить больше с минимальными ресурсозатратами. К слову, бенчмаркинг — это не только сравнение бизнес-процессов своей организации с бизнес-процессами организаций-лидеров, но и сравнение уровня совершенствования и развития бизнес-процессов между подразделениями внутри своей организации.

Бенчмаркинг разделяют на несколько видов:

Внутренний бенчмаркинг — сопоставление характеристик производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации;

Бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов и сопоставление их с характеристиками конкурентов;

Бенчмаркинг процесса — сравнение показателей определённых процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах;

Функциональный бенчмаркинг — сравнение определенных функций двух или более организаций в том же секторе;

Глобальный бенчмаркинг — расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг;

Общий бенчмаркинг — бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора;

Ассоциативный бенчмаркинг — бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе. Протокол этой кооперации содержится в Кодексе поведения бенчмаркинга.

Существуют также:

Бенчмаркинг затрат

Бенчмаркинг характеристики

Бенчмаркинг клиента

Стратегический бенчмаркинг

Оперативный бенчмаркинг.

Проведение бенчмаркинга можно разделить на несколько этапов:

 — Определение объекта бенчмаркинга;

— Выбор партнера по бенчмаркингу;

— Поиск информации;

— Анализ;

— Внедрение.

Вовсе не обязательно сломя голову бежать получать секреты огромных успешных компаний с целью применить их в своей организации. Если оторваться от рутинной работы, съедающей залпом целый рабочий день, можно заметить сотни компаний так или иначе контактирующих с вашей. Они тоже обладают определенным опытом и знаниями и с большой вероятностью могут быть вам полезны. А как  сделать так, чтобы они поделились «нажитым», во многом зависит от вас. Вряд ли крупные производители или европейские поставщики уникального сырья захотят поделиться своими навыками с малоизвестной компанией из далекой России. Ваш запрос имеет все шансы просто-напросто потеряться в дебрях кабинетов и застрять на одном из этажей небоскреба центрального офиса.

Самыми подходящими кандидатами для бенчмаркинга оказываются поставщики, дилеры и партнеры, с которыми сложились хорошие отношения. Уж они-то точно заинтересованы в финансовом процветании и росте вашей компании, так почему бы им не пойти вам на встречу и не поделиться драгоценным опытом во имя взаимного роста.